Эволюционные биологи доказали, что бабочки отра...

Эволюционные биологи доказали, что бабочки отращивают хвосты для отвлечения хищников

Группа французских исследователей нашла доказательства того, что бабочки используют свои хвосты, чтобы отвлекать хищников от более важных частей своего тела, и это позволяет им выживать при внезапном нападении. В статье, опубликованной в журнале Proceedings of the Royal Society B, ученые приводят описания экспериментов, которые они в своей лаборатории проводили на эту тему с птицами и бабочками.

Предыдущие исследования уже показали, что хвосты развивались независимо у многих видов бабочек и мотыльков. Теперь ученые из из Национального музея естествознания, парижской Сорбонны и других университетов выяснили, почему именно это произошло. Подозревая, что бабочки используют свои хвосты так же, как ящерицы, — в качестве приманки, — энтомологи отловили и изучили 65 бабочек-парусников Iphiclides podalirius. Каждый экземпляр был осмотрен на наличие повреждений хвоста или крыльев. Выяснилось, что 41% бабочек имел такие повреждения, причем все, кроме одного случая, были связаны именно с повреждениями хвоста. В дикой природе птицы и летучие мыши преследуют и ловят бабочек, чтобы затем быстро ими перекусить. В ходе новой работы исследователи обнаружили доказательства того, что у некоторых бабочек в ходе эволюции начали развиваться хвосты, которые служат для отвлечения птиц (и, вероятно, летучих мышей) от основной части тела бабочки. Хватая и отрывая хвост, хищник при этом оказываются ни с чем, а бабочка успевает скрыться.

Уверенные, что они на правильном пути, французские ученые поставили и провели соответствующий эксперимент. В ходе него макеты бабочек — настоящие крылья бабочек, приклеенные к поддельному телу, — помещались в клетку с отловленными большими синицами, которые в природе считаются основными врагами парусников. Снимая происходящее с помощью высокоскоростных камер и наблюдая, как птицы атакуют бабочек в замедленной съемке, исследователи обнаружили, что 43 из 59 нападений (73%) приходились на заднюю часть крыльев насекомого (хвосты). При этом 39% атак осуществлялись как на хвост, так и на ярко окрашенные части крыльев бабочек. Ученые также обнаружили, что вена, которая питала хвост, была самой хрупкой частью крыльев или хвоста бабочки, что и позволяло хвосту очень легко отделяться — совсем как в случае с хвостами ящериц.