Выставка «Кольца Лефортова», посвященная 20-летию завершения строительства Третьего транспортного кольца (ТТК) и открытия движения по Лефортовскому тоннелю, открылась в филиале Музея Москвы, сообщил генеральный директор АО «Мосметрострой» Сергей Жуков.
Экспозиция представляет исторические, градостроительные, архитектурные, социальные и технологические особенности кольцевой структуры города на двух уровнях – общемосковском и местном (лефортовском).
Выставка занимает два зала Музея истории Лефортово. Большой зал познакомит посетителей с историей московских колец от Камер-Коллежского вала до Большой кольцевой линии (БКЛ) метро.
В Малом зале воссоздана библиотека и кабинет проектировщика, склад и архив. Экспонаты выставки – карты, литографии, гравюры, фотографии, проектные материалы, археологические находки и макеты из коллекций Московского Метростроя, Института Генплана Москвы, Музея архитектуры имени Щусева и др.
«Московский Метрострой ведет свою историю с 1931 года. За 92 года нашим коллективом построено и реконструировано около 200 станций метро, проложено более 600 км тоннелей, возведено 30 км автодорожных развязок и магистралей», – сказал Сергей Жуков.
Московский Метрострой принимал самое активное участие в строительстве Лефортовского автомобильного тоннеля. Этот тоннель стал последним, замыкающим участком ТТК и одной из самых сложных строек своего времени.
При прокладке тоннеля под рекой Яузой и Лефортовским парком на глубине 30 метров строители осваивали новую технику и новые прогрессивные методы проходки. Здесь впервые в России использовали проходческий щит диаметром 14,2 метра, а также применили метод ограждения котлована 30-метровым шпунтом.
«Высокая подготовка специалистов, современная техника и технологии – все это позволило выполнить работы своевременно и качественно», – добавил Сергей Жуков.
Мосметрострой также возвел станцию «Лефортово» Большой кольцевой линии метро – она открылась в 2020 году первоначально в составе Некрасовской линии, а в феврале 2023 года была интегрирована в БКЛ. Станция «Лефортово» сооружалась открытым способом в котлованах глубиной 20-27 метров.
Станция находится на месте бывшего пруда. Это создало строителям определенные трудности. Когда сооружали лотковую плиту, то есть, основу станции, оказалось, что на ее месте проходит подземный ручей.
Вторая особенность – на станции сооружен двухмаршевый подъем – сейчас это довольное редкое сочетание.
И третья особенность – один вестибюль вместо запланированных двух. По настоянию жителей проект был изменен. У станции появился только один выход – расположен он в стороне от самой станции между ул. Наличной и кинотеатром «Спутник». Второй вестибюль построен лишь в качестве эвакуационного выхода.
На выставке также можно увидеть аутентичные костюмы строителей метро, начиная с 1930-х годов и заканчивая современными. Из них часть оригинальные, а другая часть искусственно состарена.
Кроме того, представлена миниатюрная копия тоннелепроходческого механизированного комплекса Herrenknecht. Этот щит сооружал перегонные тоннели от станции «Лефортово» к станции «Авиамоторная» БКЛ и многие другие.
Также можно увидеть макет тоннелепроходческого механизированного комплекса (ТПМК) Lovat для наклонного хода – он был впервые применен Московским Метростроем при сооружении эскалаторных тоннелей. Макет используется как наглядное пособие при обучении и повышении квалификации рабочих.
Выставка проходит с 7 июля по 26 ноября.
Место проведения: ул. Крюковская, 23, (Музей истории Лефортово).
Кураторы выставки:
- историк архитектуры и градостроительства Москвы Александр Змеул;
- руководитель филиала «Музей истории Лефортово» Наталия Смолянинова.