На «Открытом городе» представили исследование о...

На «Открытом городе» представили исследование о новом поколении архбюро Москвы

Время новостей. Новости о политике, финансах и недвижимости

На фестивале «Открытый город» в Музее архитектуры им А.В. Щусева представили исследование деятельности компаний, активно работающих в Москве в сфере архитектуры и городского планирования в течении последних 10 лет. Исследование подготовлено по заказу Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы. Куратором исследования выступил Сергей Кузнецов, главный архитектор столицы.

«Рождение и активная деятельность новых архитектурных офисов, которых за последние 10 лет в Москве появилось больше ста, — один из основных результатов системной работы Комитета по архитектуре и градостроительству и одна из тех задач, которые я ставил перед собой, занимая пост главного архитектора города. В новой системе ценностей, которую мы долго выстраивали, архитектор получает заказ в результате здоровой конкуренции. И колоссальное значение в ней имеют и репутация, и качество уже имеющихся построек. Мотивированность, нацеленность на реализацию, умение быстро и креативно мыслить и доходчиво излагать свои идеи — те ключевые характеристики сегодняшних новых профессионалов», – поясняет Сергей Кузнецов.

СКАЧАТЬ ИССЛЕДОВАНИЕ

С 2012 года архитектурно-градостроительная политика в Москве взяла курс на системное повышение качества архитектурных решений. Комплексная стратегия затронула и систему регулирования архитектурно-градостроительной деятельности, и организацию процесса проектирования и строительства, и развитие профессиональной среды, и сам статус профессии архитектора, и отношение к архитектуре в обществе. Взаимосвязь появления в результате этой системной работы большого числа молодых талантливых бюро и, как следствие, конкуренции, повышающей качество архитектуры, очевидна, однако нуждается в изучении и уточнении.

В результате масштабного исследования был сформирован список из более чем 120 молодых архитектурных компаний, основанных или ставших заметными в последние 10 лет. Впервые этот перечень был представлен на стенде Москомархитектуры «Звездный атлас архитектурной Москвы» и с тех пор, благодаря открытой информации о проекте, пополнился новыми именами. Среди участников исследования есть и уже такие маститые и заслуженные, как UNK, WALL, Kleinewelt Architekten, бюро «Крупный план», GAFA architects, «АПЕКС», ТПО «Прайд», и относительно новые, но яркие команды: YoYo Bureau,  Syntaxis,  PARSEC, p. m. (personal message), horovod.space, KRNV architect,  APRELarchitects, Архитектурная мастерская Кашириных, Архитектурное бюро Катерины Грень и др.

Кроме того, были проведены глубинные интервью с 20 экспертами, среди которых Сергей Глубокин, заместитель начальника Управления архитектурного совета Москвы, Николай Шумаков, президент Союза архитекторов Москвы и России, Елизавета Лихачева,  директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева, Петр Кудрявцев, основатель компании Citymakers, Сергей Георгиевский, соучредитель группы компаний «Центр», представители молодых бюро, а также девелоперы и журналисты.

Были проанализированы события, факторы и новые инициативы, повлиявшие на московский архитектурный рынок, выявлены новые задачи и запросы рынка, составлен коллективный портрет архитектурного бюро нового поколения. Например, среди инициатив, оказавших позитивное влияние на архитектурный рынок для молодежи, — развитие конкурсной практики, формирование спроса на новые услуги (консалтинг, социокультурное программирование, соучаствующее проектирование и др.) и расширение спектра востребованных типологий проектов (такие, как мастер-планирование и выставочный дизайн).

В целом новые игроки на архитектурном рынке — небольшие, но эффективные и продуманные: в 80 % опрошенных бюро количество сотрудников — меньше 30. Зато почти столько же используют бизнес-планирование, причем 50 % прибегают к услугам сторонних бизнес-консультантов, готовы учиться дальше в этой сфере и отмечают в качестве фактора успешности своего бюро грамотно выстроенную стратегию развития.

В то же время малая численность бюро —  серьезное препятствие для участия в больших конкурсах и проектах. Однако у молодых бюро есть свой ответ на этот вопрос: они умеют и хотят коллаборировать. Это дает возможность сосредоточиться на нескольких наиболее перспективных направлениях — больше половины респондентов считает, что их должно быть не более трех. При этом некоторые выбирают и вовсе узкую специализацию,  внутри которой можно было бы безгранично расти — например, проекты редевелопмента, благоустройства или детских пространств.

Говоря о перспективных для себя типологиях, подавляющее большинство отметили туристическую инфраструктуру, хотя на момент создания бюро этого не планировали. Кроме того, молодежь делает ставку на социальные объекты и междисциплинарную деятельность: социологические исследования, партисипаторное проектирование, дизайн навигации и т.д.

Молодые архитекторы — исследователи по жизни. Так как подробный предпроектный анализ сегодня стал почти что правилом, то они охотно берутся за маркетинговые исследования и позиционирование, разработку функциональной и экономической модели. Причем могут заниматься ими в комплексе, включая стратегию привлечения инвестиций, выделять какую-то одну стадию или же проводить наряду с архитектурными конкурсами.

Исследование также содержит рекомендации, как город может поддержать перспективные кадры. Так, востребованы обучающие семинары для архитекторов и девелоперов, разъясняющие принципы городской политики и современные тренды в проектировании. Расширению возможных входов на рынок для стартапов способствовали бы, в том числе, увеличение количества конкурсов на муниципальные объекты и преференции для застройщиков, которые сотрудничают с молодежью. Неоценимая помощь для только что образовавшегося бюро — гранты на исследования, квоты на участие в конкурсах и такие более прагматичные факторы, как налоговые послабления, льготы на аренду офиса и покупку специализированного ПО.  Узнаваемости молодым бюро также может добавить планомерная информационная поддержка со стороны Москомархитектуры – регулярные публичные дискуссии, упоминания в официальных соцсетях.